МАОУ "СОШ №52"
г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Основная информация

    Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

    Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

    1. Организуйте распорядок дня:

            • стабильный режим дня;

            • сбалансированное питание;

            • полноценный сон;

            • прогулки на воздухе.

     2. Развивайте самостоятельность у детей

    Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

    1.     Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).

    2.     Выполняет утреннюю гимнастику.

    3.     Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)

    4.     Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

    5.     Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.

    6.     Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.

    7.     Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

    8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

    Через самостоятельность к организованности!

    3.  Формируйте у ребенка умения общаться:

            • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

    4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

            • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

    5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

            • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

            • выучите названия времен года.

            • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

            • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

           • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

            • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),

    сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;     

    6.  Тренируйте руку ребенка:

          

      • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика)

            • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

    В процессе подготовки своего ребенка к школе может возникнуть ряд трудностей.

    • Неусидчивость. Зачастую просто не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает своему ребенку помощь и вместе с ним выполняет задание, то у малыша со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.
    • Не умение работать по образцу, соблюдая правила и дисциплину. Во избежание данной проблемы необходимо с раннего возраста приучать детей к правилам. Этого очень легко достичь при помощи игр, в которых установлены определенные ограничения и нормы поведения. Немаловажна и оценка всех действий, которые выполняет ребенок, как в игре, так и в повседневной жизни. Похвала и оправданное порицание в раннем возрасте формируют у детей уважительное отношение к оцениванию их знаний и поведения.
    • Неумение обобщать и классифицировать окружающие их предметы и природу. В данном случае хороши игры с картинками из категории «лишний предмет», лото и т.д. Вовлечение ребенка в помощь при выполнении некоторых бытовых работ (готовка, мытье посуды, ремонт велосипеда, уборка в доме и т.д.) также помогает ему познавать окружающий мир и существующие в нем связи.
    • Нежелание учиться. Чтобы побороть нежелание ребенка к образованию, необходимо весь процесс обучения превратить в занимательную игру, а не в «тяжкое обязательство». Обыгрывая каждое действие ребенка, родитель сможет привить малышу любознательность и жажду познаний, чем самым существенно облегчит его жизнь в школьные годы.

    Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. Как выглядит готовый к школе первоклассник: у него есть желание учиться; может довести начатое дело до конца; способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели; умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его; понимает с какой целью он будет учиться в школе; не сторонится общества; комфортно чувствует себя в коллективе; умеет знакомиться со сверстниками; имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать.

     Памятка родителям первоклассников

    1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

    2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

    3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

    4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

    5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
    «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

    6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
    Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д

    7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

    8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.     Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

    9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

    10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.  

    11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

    12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

    Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

    Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

    Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе:

    1.Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

    2.Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

    3.Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.

    4.Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
    - собрать школьные принадлежности ;
    - подготовить обувь, одежду.

    5.Рационально организуйте режим дня.
    6.К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

    Список принадлежностей первоклассника
    1.Школьная форма (деловой стиль одежды) обязательно!
    2.Сменная одежда, обувь
    3.    Спортивный костюм, спортивная обувь
    4.    Рюкзак, пенал
    5. Ластик
    6.    Линейка (20 см)
    7. Тетради в косую линейку и крупную клетку (по 5 штук)
    8.    Обложки для тетрадей и книг
    9.    Папка для тетрадей
    10. Простой карандаш (2-3 штуки), точилка
    11.    Шариковая ручка с фиолетовым стержнем (2-3 штуки)
    12. Цветные карандаши (не менее 18 штук)
    13.    Краски акварельные (не менее 12 цветов), гуашь (не менее 6 цветов), палитра для красок
    14. Кисточки для рисования (разного размера № 3-10)
    15.    Стаканчик «непроливайка» для воды
    16. Картон цветной, набор белого картона
    17.    Цветная бумага: желательно односторонняя и  двухсторонняя  (формат А-4, офисная, разных цветов)
    18. Пластилин (не менее 12 цветов), доска для пластилина, стеки для работы с пластилином
    19. Альбом  для рисования
    20.    Папка с петелькой для трудового обучения
    21.    Ножницы с тупыми концами
    22.    Клей-карандаш  и  ПВА,  кисточка для клея
    23. Закладки
    22.    Папка-скоросшиватель (тонкая, 2 штуки)+ файлы (по 20 штук).
    23. Папка на кольцах (формат А-4) + файлы к ней; папка А-5 + файлы к ней
    24.    Счётные палочки 
    25. Веер с цифрами и с буквами (гласные и согласные)
    26.    Раскраски, книги ( по 2шт)
    28. Туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца 
        
    ВСЕ должно быть подписано!

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    Готовность ребёнка к обучению в школе

    1. Что такое готовность ребенка к школе?
    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    Узнавать большинство букв
    Читать слова
    Читать предложения
    Писать буквы
    Писать слова
    Узнавать цифры от 1 до 9
    Считать от 1 до 10 и обратно
    Выполнять арифметические действия в пределах 10
    Другое (что-то еще) __________________________________

    Проверьте, отметили ли Вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.
    К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют Вашему ребенку успешной школьной жизни.
    Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также, каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
    Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:
    1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.
    2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.
    3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское),       действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
    4. Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

     

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Описание как определить уровень готовности ребенка к школе

    2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
    С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.
    Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
    1. В школе у меня будет много новых друзей.
    2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники
    3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
    4. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни
    5. Интересно, как выглядит классная комната.
    6. Я обязательно буду учиться хорошо.
    7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
    8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
    9. Мне очень интересно, какие в школе уроки..
    10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

    Подсчитайте результаты.
    1-3 б. – Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. 
    4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.
    Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
    9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.

    По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы. Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
    Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом Вам помогут материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.
    Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Описание как выявить готовность ребенка к школе

    Как оценить готовность ребенка к школе: четыре критерия

    Возраст – первое, от чего родители отталкиваются при выборе начальной школы для ребенка. Но как понять, во сколько лет ребенок на сто процентов готов к серьезному обучению? В шесть, семь или ближе к восьми годам? Детские психологи пришли к выводу, что гораздо важнее такое понятие как готовность ребенка к школе. Рассказываем, по каким критериям ее можно оценить.

    Четыре уровня развития

    Готовность ребенка к школе можно условно разделить на четыре компонента:

    • социальную
    • психологическую
    • интеллектуальную
    • физическую

    Социальная готовность

    Ее также называют личностная готовность. Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Детские психологи рекомендуют родителям интенсивно развивать этот навык у детей минимум за год до поступления в школу.

    Существует мнение, что социальная готовность лучше развита у тех, кто до школы посещал детский сад. Так ли это на самом деле, ответить сложно, потому что все зависит от уровня дошкольного образовательного учреждения, воспитательного вектора и программы обучения. Процесс социализации может происходить не только в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и общается с окружающими, активно познает мир.

    О готовности ребенка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (красивый пенал, модная одежда или новый рюкзак), а стремление к новым знаниям и любознательность.

    Психологическая готовность

    Психологическая готовность – это степень развития высших психических функций: мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы. В последние годы к этой категории также относят развитие soft skills, или гибких навыков, то есть умение ребенка контролировать свое поведение и эмоции, его уровень самостоятельности. О психологической готовности к школе говорит определенный уровень самооценки у ребенка. Так, нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для адаптации к новой среде.

    Интеллектуальная или специальная готовность

    Интеллектуальная готовность касается навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий. Это опять же счет и письмо, умение отступать 4 клетки сверху, не выходить за контуры рисунков и поля. Но с точки зрения нейропсихологии гораздо важнее, чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи – именно эти критерии говорят о том, что ребенок интеллектуально подготовлен к школе.

    Физическая готовность

    Зачастую при поступлении ребенка в школу упор делается на интеллектуальную готовность. При тестировании во многих общеобразовательных учреждениях до сих пор просят прочитать отрывок из популярного детского рассказа и используют другие приемы для оценки уровня развития и широты кругозора. Мало где проверяют умение прыгать, стоять с закрытыми глазами на одной ноге, останавливаться по сигналу.

    К элементам физической готовности также относится развитие пространственной и зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя, держать осанку. Отдельно стоит выделить и подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша).

    Кроме этого, преподаватели должны обращать внимание на развитие уровня нейродинамической регуляции: возможность высидеть спокойно урок продолжительностью 30-40 минут, концентрироваться и удерживать внимание на определенных заданиях.

    Оценка готовности к школе в разных странах

    Если открыть статьи про готовность к школе на английском языке, то информация про необходимые навыки для поступления в школу будет другой. Например, в австралийских школах делают упор на коммуникативные навыки, социализацию и готовность ребенка участвовать в жизни класса. Умение читать, писать и считать не входит в список требований при переходе из подготовительной в начальную школу в возрасте 5 лет.

    В большинстве стран Европы готовность ребенка к школе во многом определяется по наличию у него базовых навыков самообслуживания. А в скандинавском подходе ключевую роль играет комфорт ребенка и низкий уровень стресса во время обучения. Преподаватели и родители дают ребенку возможность самостоятельно развиваться в естественных условиях, уделяя особое внимание его интересам и талантам. На первом месте при поступлении в школу здесь, как и в Австралии, стоит коммуникация с учителем и одноклассниками, умение и желание работать в команде, изучать новое.

    Совершенно другой подход в странах Азии. Китайская система образования похожа на российскую: детский сад, начальная школа с шести лет. Как правило, родители не задаются вопросом, готов их ребенок к школе или нет. В Китае готовы все. Это определяется культурными особенностями и традицией учить детей письму с трех лет. Это отлично тренирует концентрацию, внимательность и сосредоточенность. Но чтобы попасть в хорошую государственную школу ребенку все равно нужно сдать экзамены, по которым оценивается интеллектуальные способности будущего ученика.

    В последнее время многие родители грезят сингапурским образованием, ассоциируя его с высоким уровнем академических знаний (особенно математики и китайского языка). Сингапурская школа нацелена на развитие у детей hard skills, то есть конкретных технических и профессиональных навыков. В чем плюс: такое обучение позволит ребенку в дальнейшем быстро освоить выбранную специализацию.

    Опыт других стран обеспечивает более мягкий переход в силу возраста начала школьного обучения. Например, в Англии с 5 до 7 лет дети ходят в школы для малышей (pre-preparatory school), с 7 до 11 лет — начальные школы (primary, elementary или preparatory school), и каждый этап является логичным продолжением предыдущего. В этом плане в России переход из детского сада в школу устроен сложнее, а процесс адаптации при недостаточном уровне развития каждого из четырех компонентов может проходить тяжелее.

    Как подготовить ребенка к школе

    Чтобы ребенок полностью адаптировался к школьной среде и не чувствовал стресса во время обучения, начать подготовку лучше за один-два года до желаемого времени поступления. Задача – развить до необходимого уровня каждый из четырех компонентов с помощью соответствующих методик:

    1. Физическая готовность и нейродинамическая регуляция

    Развитие физических навыков лучше всего идет во время активных игр, бега, выполнения простых упражнений на координацию. Большую роль на этапе физического формирования играют спортивные секции для дошкольников: гимнастика, плавание, танцы, легкая атлетика. Многим детям дошкольного возраста удается освоить более сложные виды спорта: большой теннис, фигурные и роликовые коньки. Необходимо следить за тем, как малыш справляется с разными видами активности, спортивным инвентарем и другими предметами и в зависимости от этого подбирать для него подходящие игры.

    2. Социальная готовность

    Данный аспект во многом определяется атмосферой в семье и тем, как ближайшее окружение ребенка выстраивает коммуникацию. У общительных и открытых родителей, выполняющих роль гидов для ребенка, как правило, дети раньше оказываются подготовленными к общению с учителями и одноклассниками. Напряженная атмосфера дома и недостаток общения, наоборот, приводят к замкнутости и асоциальному поведению у детей. Кроме этого, на формирование социальной готовности к школе влияет обстановка в детском саду, секциях, во дворе.

    3. Психологическая готовность

    Для развития этой области родителям необходимо заинтересовывать ребенка творческими занятиями, мотивировать его изучать новое, объяснять, как устроены объекты, механизмы и природные явления. Следите за тем, насколько хорошо у ребенка работает воображение: предложите ему нарисовать или слепить из пластилина героев из его любимых мультфильмов, объясняйте ему смысл сказок и вместе с ним рассуждайте на различные темы. Так ребенок быстрее научится анализу и концентрации, а также разовьет речевые навыки и мелкую моторику.

    4. Интеллектуальная готовность

    Интеллектуальная готовность подразумевает умение задавать и отвечать на вопросы, пересказывать своими словами сюжет произведений, логически мыслить, иметь широкий круг знаний. Научить этому ребенка помогут развивающие игры, простые задачи для дошкольников, а также увлекательные опыты и эксперименты. Кстати, на игры и опыты делают ставку педагоги большинства онлайн-школ и обучающих программ для самых маленьких.

    Для полноценной подготовки ребенка к школе также важно обращать внимания на его личностные качества, индивидуальные особенности, склонности и сильные стороны. Это позволит не только выбрать подходящую модель подготовки, но и найти школу с определенным уклоном для развития талантов дошкольника.

    Проверка готовности ребенка к школе: чек-лист

    Вот 20 базовых навыков, по которым можно понять, насколько ребенок подготовлен к обучению в общеобразовательном учреждении. Итак, перед поступлением в школу ребенок должен:

    • во время активных игр уметь совершать точные и плавные движения (например, ловить и бросать мяч);
    • быстро и без затруднений собрать мелкие и крупные объекты в коробку, сортировать их по формам, размеру и цветам;
    • прыгать на одной и двух ногах;
    • хорошо ориентироваться в пространстве, знать, где право и лево, верх и низ;
    • в течение 15-20 минут концентрироваться на одном деле, требующем терпения и выдержки;
    • понимать рисунки, простые схемы и объяснять, что он на них видит;
    • давать оценку событиям, историям и сказкам, сопереживать людям и оценивать реакцию окружающих;
    • представлять в уме;
    • пересказывать истории и рассказы;
    • рисовать как простые объекты (дерево, солнце, дом, реку), так и сложные сюжеты, проводить прямые и изогнутые линии, закрашивать рисунки, не выходя за контур;
    • лепить из пластилина и других материалов;
    • владеть ножницами, вырезать разные геометрические фигуры из бумаги;
    • запоминать события и фразы, места нахождения разных вещей;
    • слышать ритм и уметь его повторить;
    • считать до десяти;
    • уметь налаживать контакт с другими детьми и вежливо обращаться с окружающими;
    • самостоятельно себя обслуживать: надевать куртку, складывать вещи, завязывать шнурки, выполнять гигиенические процедуры, аккуратно есть и помогать по дому;
    • понимать смысл действий взрослых людей в общественных местах;
    • уметь просить о помощи;
    • знать свои ФИО, адрес проживания, дату рождения и возраст, времена года, названия животных и птиц с насекомыми, овощей и фруктов, видов транспорта.

    Задание для взрослых.

    Описание задания для взрослых.

    Диагностика познавательной готовности детей к школе

    Подготовка ребёнка к школе – длительный и комплексный процесс, подразумевающий развитие у него способностей, необходимых для успешного освоения школьных навыков (чтения, письма, счёта).

    Готовность к обучению в школе понимается как комплекс определённых качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Выделяют несколько видов готовности к школе.

    Познавательная готовность предполагает наличие у ребёнка определённого комплекса знаний и умений, который понадобится ему для успешного обучения в школе. Поэтому, задаваясь вопросом «Готов ли ребёнок к школе?», родителям и нам, педагогам, важно знать, соответствуют ли знания и умения дошкольника его возрасту.

    Специалисты выделяют следующие предпосылки успешного обучения ребёнка к школе:

    • Внимание и память, зрительно-пространственное восприятие, различение звуков, графические навыки, логика, т.е. базовые способности и умения, которые формируются в ходе развития ребёнка от самого рождения и развитие которых влияет на всё его последующее обучение.
    • Словарный запас, связная речь, представления об окружающем мире, математические представления, основы грамоты, т.е. это преимущественно знания и умения дошкольника – то, чему его научили.

    С целью выявления проблем познавательной готовности ребёнка к школе, оценки их серьёзности, а также планирования программы дополнительных занятий с воспитанником проводится педагогическая диагностика (обязательно в присутствии психолога).

    Для успешного проведения диагностики необходимо соблюдать ряд правил. В первую очередь важно установить контакт с ребёнком и его родителями (законными представителями), создать спокойную, доброжелательную атмосферу, заинтересованное отношение.

    Проведение полной диагностики требует значительного времени. В зависимости от утомляемости дошкольника, его способности к концентрации можно провести диагностику в течение нескольких встреч продолжительностью по 25 – 30 минут.

    Важно не торопить ребёнка при выполнении заданий, отслеживать его утомляемость, ориентироваться на предпочтения (например, в выборе сюжетных картинок), предлагать задания, связанные с разными видами деятельности. Всё это поможет дошкольнику проявить себя наиболее полно.

    От того, как мы, педагоги будем предлагать задание и общаться с ребёнком, во многом зависит успешность ребёнка и точность диагностики.

    Перед проведением диагностики необходимо убедиться в том, что:

    • Ребёнок не утомлён, у него хорошее настроение.
    • В помещении относительно тихо, нет рядом игрушек, которые могут отвлечь дошкольника.
    • Другие воспитанники не будут отвлекать ребёнка или подсказывать ему.

    В ходе диагностики предлагать ребёнку ответить на вопросы, сделать разные задания, которые нужно приготовить заранее. Не стоит ограничивать выбор тестовых материалов. Если воспитанник не очень заинтересовался заданием или картинкой, предложить ему выполнить то же задание на более подходящем для него материале. То, что ему интересно, получается лучше. В этом случае ощущение успеха придаст ребёнку уверенности в своих силах, позволит преодолеть трудности и показать лучший результат.

    Не стоит акцентировать внимание на оценке знаний, тестировании, не нужно сообщать ребёнку, что сейчас его проверят, готов ли он к школе.

    Когда воспитанник выполняет задания,  мы наблюдаем за ним, отмечаем для себя, в чём ребёнок успешен, а чему ещё нужно учиться, пытаемся понять, в чём причина затруднений, что вызывает у него интерес, а что скуку.

    Можно поинтересоваться мнением воспитанника о предлагаемых заданиях, узнать, какие задания ему легко выполнить, а какие трудно, и почему. Внимание к дошкольнику и доброжелательное отношение – важные условия успешности проведения диагностики.

    В приложении приведены задания для оценки познавательной готовности ребёнка к школе. Важно отметить, что большинство из перечисленных в приложении заданий проводится на наглядном материале и их сложность зависит от качества иллюстративного материала.

    Если воспитанник показывает разные результаты по разным разделам, то необходимо обратить внимание именно на те разделы, выполнение заданий по которым вызвало у него наибольшие трудности.

    Кроме познавательной готовности к школе важно оценивать степень физиологической зрелости ребёнка, а также уровень его личностной, мотивационной готовности к школьному обучению.

    Одновременный учёт всех этих факторов поможет составить более объективную картину уровня готовности ребёнка к школе.

    Приложение

                                                         

    Задания для оценки познавательной готовности ребёнка к школе

    Фамилия имя ребёнка _________________________________

    Возраст (на момент проверки) __________________________

    Дата проверки ________________________________________

                Предпосылки

            обучения в школе

                          Задание

                      Критерии оценки

     Отметка о выполнении/ невыполнении  

    Внимание и память

    Чего не хватает?

    Называет или показывает отсутствующие детали на изображении предметов (например, велосипед без колеса)

    Найди отличия

    Замечает отличия в деталях на одинаковых рисунках

    Зачеркни все домики и солнышки

    Находит заданные пиктограммы в ряду других пиктограмм («корректурная проба» в рисуночном виде)

    Послушай и повтори

    После нескольких прослушиваний запоминает (может повторить) ряд из 5-6 слов

    Рассмотри и найди такую же букву (цифру)

    Запоминает графический символ, может найти его в ряду других символов (букв, цифр), не глядя на образец

    Зрительно – пространственное восприятие

    Что нарисовано в правом верхнем углу?

    Ориентируется на листе бумаги (на странице): может определить по просьбе верхнюю сторону, нижнюю, левую, правую; показать середину (центр) листа, левый верхний угол, правый нижний угол и т.д.

    Догадайся, что нарисовано

    Узнаёт «зашумлённые» и неполные изображения (среди лишних линий, при наложении изображений друг на друга, по точечному контуру и т.д.)

    От какого пирога кусочек?

    Подбирает подходящую часть к неполному изображению (например, часть круга)

    Какое яблоко висит выше?

    Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (выше – ниже)

    Что находится слева от чашки?

    Определяет положение «слева», «справа» относительно неодушевлённых предметов

    Собери картинку

    Собирает разрезанную картинку из 6-8 частей по образцу

    Какая машина дальше от гаража?

    Сравнивает взаимное расположение предметов на рисунке (ближе – дальше)

    Найди все геометрические фигуры на рисунке и назови их

    Распознаёт геометрические фигуры на рисунке, может назвать (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

    Расположи звёздочки по порядку

    Сравнивает размер предметов (больше – меньше) и расставляет 5-8 однородных предметов (или карточек с изображением предметов) по возрастанию или убыванию размера

    Графические навыки

    Нарисуй человечка

    Рисует человека, более-менее соблюдая пропорции и взаимное расположение основных частей тела и лица, с детализацией лица, одежды

    Угадай, что начал рисовать художник, и дорисуй

    Может дорисовать, более-менее соблюдая пропорции, симметричную половину простого контурного рисунка (яблоко, гриб, ёлочка)

    Помоги мышке спрятаться в норку

    Проводит карандашом линию в лабиринте (шириной 5-6 мм), на задевая границ

    Нарисуй такой же коврик

    Срисовывает коврик с простым геометрическим узором, более-менее соблюдая форму и пропорции главного контура, а также взаимное расположение 5-6 деталей

    Продолжи узор

    Продолжает непрерывный узор (волна, петельки), придерживаясь строчки

    «Графический диктант»

    Рисует узор по сторонам клеточек под диктовку (одна клетка вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз) и может продолжить узор

    Различение звуков

    Повтори слова (например, башня – пашня, сова – софа, гол – кол, коза – коса, дом – том, шар – жар)

    Различает звонкие и глухие согласные звуки, правильно повторяет слова

    Повтори слова (например, мыло – мило, ласка – Аляска, лук – люк, сом – сёмга, эхо – ехал)

    Различает твёрдые и мягкие согласные звуки

    Повтори слово (например, аквариум, печенье, электричество и др.)

    Может правильно повторить сложное слово

    Словарный запас

    Назови одним словом (например, стол, стул, шкаф, диван – это… мебель)

    Может назвать одним словом группу однородных предметов на слух и по картинкам

    Продолжи ряд слов (например, ласточка, ворона, сорока, а ещё.. голубь, синица)

    Дополняет ряд слов с общим значением

    Подбери слова – действия (например, собака лежит, кусает, лает. А мышка что делает?)

    Подбирает несколько глаголов, подходящих для описания действий человека или животного

    Подбери «слово – наоборот» (например, тёплый – холодный)

    Подбирает слово с противоположным значением (антоним)

    Подбери подходящее слово: «Как едет машина? – Быстро»

    Подбирает слова, отвечающие на вопрос «Как?» (наречия) для описания предмета

    Поставь машину под стол (в, на, под, над, перед, за, между, возле, около, рядом, слева, справа)

    Выполняет несложные инструкции с предлогами и наречиями

    Связная речь

    Посчитай и скажи, сколько пирогов на каждом рисунке (например, одна кошка, две кошки, пять кошек; одна свеча, две свечи, пять свечей и т.д.)

    Правильно согласовывает в речи числительные с существительными

    Рассмотри картинку и скажи, к кому пришёл зайчик (например, «Кого встретил Колобок?- Волка»

    Правильно употребляет в речи падежные окончания существительных

    Послушай и ответь на вопрос (например, «Это дом из дерева. Какой это дом?»)

    Прослушав пример, ребёнок может образовывать прилагательные, отвечая на вопрос «Какой?»

    Послушай и ответь на вопрос (например, «Это следы собаки. Чьи это следы? Собачьи»)

    Прослушав пример, ребёнок может образовывать прилагательные, отвечая на вопрос «Чей?»

    Рассмотри картинку и составь по ним рассказ

    Составляет связный рассказ по серии картинок (4-6 картинок)

    Послушай сказки и скажи, какая сказка в стихах, а какая нет (например, ребёнок слушает фрагмент «сказки о Золотом петушке и его изложение прозой)

    Прослушав тексты, ребёнок отличает стихи от прозы

    Представления об окружающем

    Диагностируется в ходе беседы с использованием стимульного материала

    Называет своё имя, фамилию, возраст

    Может назвать свой адрес (посёлок, улицу, номер дома и квартиры)

    Называет полные имена родителей, братьев и сестёр (имя, отчество, фамилию)

    Может назвать несколько профессий, рассказать, чем занимаются эти люди, соотнести характерные предметы с определёнными профессиями

    Различает окружающих по полу, возрасту (старше – моложе), родственным отношениям (дети – родители, бабушка/ дедушка – внук/ внучка, сестра – брат, тётя – дядя)

    Знает основные правила поведения на дороге (знаки светофора, некоторые дорожные знаки)

    Различает по внешнему виду цветы, кустарники, деревья, знает некоторые названия; различает съедобные плоды

    Различает некоторые экосистемы (луг, лес, поле)

    Различает диких и домашних животных, знает их названия

    Понимает, чем живое отличается от неживого, может объяснить (живое дышит, ест, рождает детёнышей)

    Знает названия, характерные признаки и последовательность времён года

    Знает названия и последовательность времени суток, может назвать ежедневные действия, связанные с определенным временем суток

    Математические представления

    Диагностируются в ходе беседы с использованием стимульного материала

    Пересчитывает предметы от1 до 10

    Знает цифры, соотносит количество предметов с цифрами

    Называет числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; может назвать или показать, какая цифра пропущена в числовом ряду

    Сравнивает количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же» (или одинаково)

    Может показать на картинке (или смоделировать на предметах), где на 1 предмет (или 2) больше/ меньше

    Знает знаки >, <, =; может сравнить числа с опорой на наглядность

    Имеет представление о составе чисел (до 5); может дополнить количество предметов до заданного числа

    Имеет представление об арифметических действиях 9сложение и вычитание); может смоделировать действия по условию задачи; может составить равенство для решения задачи (на нахождение суммы, остатка, увеличения/ уменьшения на несколько единиц

    Различает геометрические фигуры и знает их названия (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), различает некоторые объемные фигуры (куб, цилиндр, пирамида, призма)

    Логические способности

    Рассмотри картинку и ответь на вопросы (например, «Сколько цветов на рисунке? А сколько растений?» - на рисунке два цветка, ёлка и кустарник)

    Отличает частное от общего, верно отвечает на вопрос

    Выбери картинки, которые подходят друг другу (например, картина и краски, удочка и рыба)

    Подбирает пары логически связанных картинок

    Рассмотри картинку. Расскажи, что случилось

    Понимает причинно – следственные связи, может определить с опорой на специально подобранные картинки мотивы поступков или эмоциональных состояний персонажей

    Подбери подходящее слово (например, зимой холодно, а летом … (тепло); ботинки – ноги, варежки - … (руки) и т.д.)

    Подбирает слова по аналогии

    Рассмотри картинки. Какого рисунка не хватает? (например, в верхнем ряду – зелёное яблоко, жёлтое яблоко, в нижнем – зелёная груша и …)

    Устанавливает закономерность расположения картинок в таблице 2х2, подбирает рисунок по аналогии (дорисовывает или подбирает подходящую картинку – жёлтую грушу)

    Рассмотри узор. Какая фигура будет следующая? А потом? Продолжи узор (например, палочка, кружок, палочка, кружок, палочка, кружок)

    Устанавливает закономерность расположения элементов в ряду; подбирает рисунки по аналогии, дорисовывает ряд, соблюдая закономерность чередования элементов

    Основы грамоты

    Я сейчас скажу слово по слогам, а ты попробуй угадать, какое это слово: ма…ши…на

    Различает слоги в слове; на слух соединяет слоги в слова

    Послушай и скажи, где находится звук (К): в начале, в середине или в конце слова (Кот. Совок. Молоко)

    Различает звуки в слове; может определить место звука в слове (в начале, в конце, в середине)

    Послушай и скажи, сколько слов в предложении: «Мама принесла вкусное печенье»

    Различает слова в предложении, определяет количество слов

    Придумай предложение со словом книжка

    Может составить предложение на заданную тему или с заданным словом

    Диагностируется в ходе беседы с использованием печатной азбуки

    Знает некоторые наиболее частотные буквы алфавита; может прочитать несколько слов

    ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    Существуют ли особенности в режиме дня первоклассника?

    Безусловно, у первоклассника должен быть особый режим дня. Соблюдение режима дня необходимое условие сохранения здоровья в сложный адаптационный период.

    Ставят ли отметки в первом классе?

    В первом классе обучение безотметочное. Это оправдано тем, что ребёнок находится в самом начале учебного пути. Учитель будет поддерживать словесной оценкой ученика. Важно, чтобы она была позитивной.

    Есть ли в 1 классе домашние задания?

    Домашних заданий в первом полугодии 1 класса нет.

    Какова продолжительность учебного года для первоклассников?

    Продолжительность учебного года для первоклассников – не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года – не менее 37 дней.

    Какова продолжительность урока в первом классе?

    Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физминуток по 1,5 – 2 минуты каждая.

    Может ли отдохнуть ребёнок во время урока?

    С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальцев. Учителя стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроке, чтобы переключить внимание ребёнка. Всё это способствует снижению утомления первоклассника на занятии.

    Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу?

    Не обязательно. Умение складывать из слогов слова ещё не является умением читать.

    Ваших детей научат читать и писать в первом классе.

    Как быть, если ребёнок леворукий?

    Ни в коем случае не следует переучивать ребёнка. Это может повлечь серьёзные нарушения его здоровья. Сейчас есть целый комплекс учебных принадлежностей для леворуких детей.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 14.00-16.00 Укажите время
    Четверг 14.00-16.00 Укажите время

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie